Топливо — кровь современных вооруженных сил. Без адекватного снабжения ничего не может произойти.
Эрвин Роммель, 1942 год.
Исследования в XX веке показали, что жидкие углеводороды на основе керосина F-34 и F-35 могут применяться в газотурбинных и дизельных двигателях и имеют сравнительно высокую температуру воспламенения. На основании результатов исследования характеристик этих углеводородов руководство альянса приняло решение о назначении в качестве единого боевого топлива горючего на основе керосина F-34 или F-35 и поэтапном переходе вооружения и военной техники с дизельными двигателями на эти виды горючего. Одним из главных факторов в пользу выбора была возможность широкого привлечения гражданских источников при обеспечении горючим в любом регионе мира (керосин F-34 получают из F-35, применяемого повсеместно в гражданской авиации).
Содержание статьи
Жидкое углеводородной топливо для авиации Альянса (AVIATION FUELS):
F-18 — это авиационный бензин (с низким содержанием свинца), который ограниченно используется некоторыми странами НАТО. Также известный как AVGAS 100LL.
F-34 (он же JP-8) является военным авиационным топливом керосинового типа с добавкой ингибитора обледенения топливной системы (FSII) и используется авиацией с газотурбинными двигателями сухопутной компоненты сил НАТО во всех странах НАТО. Также известен как AVTUR / FSII.
Следовательно, F-34= F-35 + присадки (Additives).
F-35 (он же JET A-1) представляет собой военное авиационное турбинное топливо керосинового типа, эквивалентное тому, которое используется большинством гражданских эксплуатантов самолетов с газотурбинными двигателями. Также известный как AVTUR.
JET A-1 или AVTUR + присадки = JP-8 или AVTUR / FSII.
Русский аналог — керосин ТС-1.
F-40 (он же JP-4) является авиационным топливом широкого профиля применения типа FSII для газотурбинных двигателей, используемым в сухопутных силах. Также известен как AVTAG / FSII. В НАТО это аварийный заменитель F-34 / F-35.
До 1986 года F-40 использовался самолетами сухопутного базирования с газотурбинными двигателями во всех странах НАТО, кроме Франции и Великобритании, которые перешли на F-34 15-ю годами ранее. По решению министров обороны НАТО все страны, кроме Турции, перешли с F-40 на F-34. Мероприятия (известные как Stage 1 Single Fuel Concept) было завершены в 1988 году. Турция завершила переход с F-40 на F-34 в 1996 году.
F-44 (он же JP-5) является авиационным турбинным топливом керосинового типа с высокой температурой вспышки, FSII, который используется на военных газотурбинных двигателях в военно-морских силах большинства стран НАТО. Также известный как AVCAT / FSII JET A и JET B.
Гражданские виды авиационного топлива для турбиннных двигателей:
JET A — гражданское топливо для авиационных турбин керосинового типа, поставляемое только для эксплуатации в Соединенных Штатах. Он имеет температуру замерзания max. -40 o C, которая отличается от JET A-1 (max. -47 o C).
JET B представляет собой гражданский сорт топлива широкого профиля применения для авиационных турбин, который имеет температуру замерзания (-50 o C) и F-40 (-58 o C) и обычно не содержит FSII.
ПРИСАДКИ (добавки) для авиационного топлива НАТО:
FSII НАТО Код S-1745 — добавка к авиационному турбинному топливу в качестве ингибитора обледенения системы.
Присадки для улучшения статической электропроводимости (SDA) Stadis® 450 — увеличивает удельную электрическую проводимость топлива с целью минимизации риска электростатического разряда и возгорания во время транспортировки, смешения, перекачки и фильтрации. Эффективна для большинства видов топлива и продуктов.
Ингибиторы коррозии DCI-4A и DCI-6A — это высокоэффективные экономичные ингибиторы коррозии для применения во всех типах дистиллятного топлива. Одобрены к применению в реактивных топливах в качестве присадок, повышающей смазывающую способность.
Антифризы топливной системыFSII-41 — ингибитор обледенения топливной системы – это присадка для авиационного топлива разработанная для предотвращения формирования кристаллов льда в топливной системе. FSII-41 добавляется в авиационное топливо, где это допускается техническими условиями для предотвращения блокировки труб и фильтров, а также, перебоев потоков вызванных замерзанием воды и формированием кристаллов льда в топливе. Также выступает в качестве биостата, который препятствует грибковому и бактериальному росту в топливной системе.